Победители в номинации
«Непрерывность»
Марина Михайловна Быкова
воспитатель, АНО «Центр содействия развитию и популяризации семейного образования „КолеСО“»

г. Владивосток, Приморский край, Россия
Ольга Геннадьевна Павлова
педагог-воспитатель, ОАНО «Образовательный комплекс школа-сад „Наша Школа“»

г. Владивосток, Приморский край, Россия
Как началось ваше сотрудничество по реализации непрерывного обучения?
Непрерывность обучения и взаимодействия детей разных ролей и возрастов изначально заложена в концепцию «КолеСО». Моя же роль в этом — ненавязчивое сопровождение. Я на деле вижу, как положительно это влияет на мое взаимодействие с детьми, как разворачивает меня в их сторону, как помогает понять истинные мотивы и стремления, как сближает нас и как ориентирует меня на собственное развитие!
Расскажите, был ли в вашей практике опыт работы с детьми, которые не обучались в рамках непрерывного образования? Какие принципиальные отличия вы видите в этих двух форматах развития детей?
Марина: Дети, которые ранее либо воспитывались в детском саду при нашем Центре либо посещали программу подготовки к школе, приходят в школу гораздо более уверенными в себе, они переносят радостные воспоминания прошлого взаимодействия на их нынешнюю школьную жизнь. Детям, которые приходят в школу из сторонних организаций,  нужно время, чтобы отказаться от своего прежнего опыта взаимодействия, примерить новую роль ученика и найти в ней комфортное для себя положение. Этот процесс не всегда бывает успешным и забирает на себя много внутренних ресурсов ребёнка.

Ольга: Такие дети разительно отличались от тех детей, кто давно был с нами. Им гораздо сложнее и дольше пришлось адаптироваться к новому коллективу, учебному процессу, к среде, к правилам.
Дети, обучающиеся в системе непрерывного образования,  чувствуют внутреннюю уверенность и безопасность. И ситуаций успеха у них гораздо больше.
На каких принципах и ценностях строится партнёрство с детским садом или со школой? Насколько важно разделять их для успешного сотрудничества?
Марина: Я считаю эффективным сотрудничество и развитие детей, основанное на единых принципах и ценностях. Дети в моей группе привыкают к равноправному общению, к уважительному отношению к чужим и собственным границам и осознанному отношению к своим действиям. Логично и естественно, чтобы и в школьном возрасте ребят окружала та же атмосфера принятия и открытости.

Ольга: Важно на всех уровнях образования опираться именно на внутреннюю мотивацию ребёнка, при этом мы строим взаимодействие с детьми на осознанном отношении к собственному развитию. Этого осознанного отношения можно ожидать от открытого, счастливого, свободного, уверенного в себе и в окружающих ребёнка.
Помните ли вы случай, когда вы поняли, что система непрерывности действительно помогает детям? Опишите его.
Марина: На днях я потеряла из виду Назара, мальчика 6 лет. Я пошла его искать и нашла сидящим на полу в проеме двери в кабинет биологии. В тот момент там шел урок по окружающему миру, что-то про перелётных птиц. Показывали презентацию, а мальчик сидел открыв рот и слушал. На следующий день Назар принес в «КолеСО» клетку с волнистым попугайчиком. Он решил показать своего друга детям и учителю биологии, а заодно выяснить — откуда он прилетел и было ли это «регулярным сезонным перемещением».

Ольга: В обед, в пересменке между программами, самые педагогически ориентированные школьники собирают неспящих детей из сада, усаживают их за парты и проводят импровизированные уроки: учат азам математики, письма или естествознания. Это стихийная и ненаправляемая деятельность, но обоюдно любимая.
Какой совет вы дали бы себе в начале карьеры?
Марина: Замедляться! Вначале мне очень хотелось быть сверхпродуктивной, было много идей, задумок, работы — и я очень сильно и быстро устала. А сейчас, я могу отложить в сторону запланированную пластилинографику ради игры в космических пиратов или просто внимать разговорам и эмоциям детей. Мой день стал намного разнообразнее, а работа более расслабленной и приятной.

Ольга: Больше верить в себя.
Есть ли у вас жизненное кредо? Возможно, это чья-то цитата, которая помогает вам идти вперёд? Пожалуйста, поделитесь ей с нами.
Марина: Это отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Не убий!»:

«...Надо
жить!
У последней черты.
На последней черте.
Думать всласть.
Колесить, как товарный вагон
И не красть.

Разве что —
У богов.
Огонь».

Ольга: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Всё равно они будут похожи на вас...»
Назовите три слова, которыми можно описать вас как профессионала.
Марина: Ответственность, вера в детей, вера в себя.

Ольга: Креативность, терпеливость, гибкость.